Мой первый храм (из Дневника)

      Впервые в жизни я увидела храм изнутри в 9 лет, когда нас повезли туда от школы на экскурсию, как в музей. Батюшке тогда даже не давали слова сказать, все учительница объясняла… но я ее не слушала… я как будто попала в другой мир! Меня просто все потрясло!.. Сначала я увидела Голгофу, страдающего изможденного Иисуса на кресте и череп внизу и, конечно, напугалась жутко: ведь крест в моем тогдашнем детском сознании означал только смерть и могилы… я потихоньку, как зачарованная, ходила по храму, и спряталась в углу, чтобы отстать от группы и иметь возможность подумать наедине обо всем пережитом…

      …Я не слышала никого и ничего, весь привычный мир для меня перестал существовать! Я только видела солнечный свет, льющийся из цветного витражного окошка, заливающий порожки, ведущие в Царские Врата… и вдруг страх смерти, одолевший меня прежде, забылся, и мне четко и ясно захотелось всем сердцем, чтобы меня не заметили и забыли вот здесь, в этом уголке… мне вдруг захотелось остаться в храме навсегда! Я почувствовала, что здесь я как дома, под защитой чего-то или кого-то… тогда я не знала о Боге! И я очень боялась, что подойдет учительница, и таким же тоном, как и о "верованиях наших предков", скажет мне, чтобы я шла в автобус!..

      …Я очнулась, когда батюшка, чуть тронув меня за руку, мягко сказал: "Что ж, пора идти…" и показал на мою группу, которая выходила из церкви… Вот этот день и этот храм изменил всю мою жизнь. Это была старинная церковь, памятник архитектуры XVIII века, в соседнем с нашим селе, освященный во имя святого Сергия Радонежского, Чудотворца. Мой чудный, дорогой сердцу до боли храм!..

      Вспоминается мне и празднование Пасхи. Вечером, накануне Воскресения Господня, все могущие идти старики и многие дети нашего села и других окрестностей шли к церкви в Черкассы на всенощное бдение. Это была своего рода традиция. Взрослым тогда участвовать в богослужениях не разрешалось на работе, поэтому шли дети и старики. Однако в школе наше хождение все же не поощрялось, а осуждалось. Это время, – время ожидания начала богослужения и Крестного хода, – было одним из лучших в моей жизни.

      Мы, дети, шли пешком, через мост, залитый водой, в резиновых сапогах, несли с собой в пакетике туфли, чтобы переобуться перед храмом. Благодаря моей суетной подружке, мы приходили задолго до службы, и сидели в старом деревянном домике ее родственников, слушая интересные беседы старых людей о «приближении последних времен». В назначенный час мы шли в храм. Начиналась служба. В мое детство ее вел добрый наш настоятель о. Владимир, ему помогал сын, Павел, в простонародии называемый «батюшка Павлик» (батюшки и поныне служат в нашем храме). Было очень торжественно: свечи, пение, нарядные прихожане, необыкновенный свет, хоругви и непременно цветные лампочки «Христос Воскресе!», зажигаемые после Крестного хода.

      И вот все выходят на улицу, и мы, уже под благовестовый перезвон колоколов, с зажженными свечами в руках, идем Крестным ходом, подле могилок оптинского батюшки, схиигумена Павла (Драчева), архимандрита Троице-Сергиевой лавры о. Андрея (Лиханского), священника Николая Ивановича Благосклонского, а также матушки о. Владимира, безвременно умершей, и Алеши, их сына… И вот уже, после пережитых минут соприкосновения с Вечностью, мы слышим, как батюшка громогласно провозглашает: «Христос Воскресе!».

     В храме немного душновато из-за большого скопления прихожан, ждут Причастия, но моя спутница Наташа, такой же ребенок, как и я, тянет меня за рукав на улицу. Там, довольная своей запасливостью, она вынимает крашеное яичко и мы, тогда не зная еще о том, что перед Причастием нельзя есть, прямо без соли, с огромным аппетитом съедаем его. Нет ничего вкуснее этой трапезы в далеком детстве… Мы заходим назад, чтобы причаститься и подойти к Кресту…

     Дорога домой очень торжественная: какие-то старушки зовут нас к себе в автобус, и вот мы уже едем, счастливо засыпая, под умиротворяющее пение праздничного «Христос Воскресе из мертвых…». Хочется поделиться своей радостью со всем миром, рассказать всем, как благолепно было в храме, кричать от радости. Дома меня ждет мать, она непременно ворчит, что я пришла с промокшими ногами и не внимает моему искрящемуся восторгу… она уходит в свою комнату, а радость Воскресения никуда не девается. Она остается со мной. В моей душе.

25.01.2012 · Ira · Комментариев нет ·  Просмотрено 3 787 раз  ·  Добавить комментарий
Метки: , , , , ,  · Рубрики: Достопримечательности, По святым местам, Православие, Творчество, Традиции, Эко-размышления

Написать комментарий